Государственная налоговая служба рф просит всех граждан начать взаимное сотрудничество по борьбе с незаконной торговлей алкогольной продукции и нарушениях законодательства в данной сфере

Аналитика

11декабря В сложившейся практике не редки ситуации, когда обязательства за должника исполняются третьим лицом, как по поручению обязанного лица, так и в отсутствие такового. Почему это опасно для кредитора в банкротстве и как ему отстоять свои интересы — читайте в настоящей статье.Валерия Тихонова, Юрист по проектам в области банкротства
10декабря В настоящей статье мы рассмотрим ряд спорных ситуаций, возникающих при технологическом присоединении к электрическим сетям, через призму законодательного регулирования, судебной практики и разъяснений отраслевых регуляторов.Александр Киселев, Старший юрист Практики по проектам в энергетике
7декабря В ноябре Правительство РФ, Минэнерго России и Федеральная антимонопольная служба приняли ряд важных нормативных правовых актов в энергетической отрасли. Предлагаем вам ознакомиться с ними в новом обзоре.Юрий Татаринов, Советник Практики по проектам в энергетикеМихаил Насветников, Младший юрист Практики по проектам в энергетике
6декабря Градостроительный кодекс РФ с 4 августа 2018 года был дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства. В настоящей статье проанализируем ранее действовавший порядок регулирования сноса объектов капитального строительства, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.Ксения Дружинина, Юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство»Юрисконсульт в строительстве
29октября В данной статье мы остановились на некоторых проблемах, которые связаны с режимом ЗОУИТ и возникают в связи с несовершенством правового регулирования, а также на новеллах законодательства, в том числе направленных на решение данных проблем.Ксения Дружинина, Юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство»Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда
1июня 25 мая 2018 года в рамках масштабной реформы законодательства ЕС о персональных данных вступил в силу Регламент ЕС № 2016/679 «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» (Регламент или GDPR). Регламент распространяет свое действие не только на резидентов ЕС, но и на иностранные компании, обрабатывающие данные европей- ских граждан. Нарушение положений Регламента может повлечь штраф вплоть до 20 млн евро или 4% от мирового годового оборота за финансовый год. Применяется ли GDPR к вашей компании? Каковы основные требования GDPR? Ответы на эти вопросы вы найдете на схемах* в данном аналитическом обзоре.Светлана Жердина, Юрист Группы международных проектов
19апреля Коммерческая группа VEGAS LEX подготовила аналитическую инфографику, посвященную определению примерного размера доли хозяйствующего субъекта на рынке в целях эффективного управления антимонопольными рисками. Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы
29апреля В рамках проводимой в Российской Федерации судебной реформы 8 марта 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства. Положения принятого Кодекса будут применяться к рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, уже с 15 сентября 2015 года. При этом в сферу регулирования Кодекса попадают дела, принятые к производству до указанной даты. Александр Ситников, Управляющий партнерВиктор Петров, Руководитель Арбитражной практики
28апреля В условиях сложившейся экономической ситуации многие компании заинтересованы в том, чтобы участвовать как в госзакупках, так и в закупках(44-ФЗ), осуществляемых отдельными юридическими лицами(223-ФЗ), тем самым обеспечивая себе определенный уровень экономической стабильности. Однако возможности по участию в таких закупках существенно снижаются, если компания попадает в один из реестров недобросовестных поставщиков, так как большинство заказчиков включают в закупочную документацию требование о том, что участники закупки не должны состоять в реестре.Александр Ситников, Управляющий партнерЮлия Полякова, Юрист Коммерческой группыКсения Подгузова, Юрист Коммерческой группы
23апреля Настоящая публикация представляет собой reference bookтиповых коммерческих споров в России, которые будут востребованы рынком в 2015 году. В отношении каждого типового спора в настоящей публикации мы приводим основные тенденции судебной практики, возможные и перспективные способы защиты прав предпринимателей. Настоящий reference book по типовым коммерческим спорам подготовлен юристами VEGAS LEX, которые непосредственно участвуют в реализации соответствующих проектов.Виктор Петров, Руководитель Арбитражной практики

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/alcoholic_beverages_market_current_problems_regulation_litigation/

Об утверждении рекомендаций («дорожной карты»), направленных на профилактику и пресечение деятельности, связанной с незаконным оборотом и распространением фальсифицированной алкогольной продукции, проведением азартных игр на территории республики тыва, постановление верховного хурала (парламента) республики тыва от 30 ноября 2016 года №1122 пвх-2

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва постановляет:

1. Утвердить прилагаемые рекомендации («дорожную карту»), направленные на профилактику и пресечение деятельности, связанной с незаконным оборотом и распространением фальсифицированной алкогольной продукции, проведением азартных игр на территории Республики Тыва.

2.

Направить настоящее постановление в Правительство Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва, прокуратуру Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Службу по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Тыва.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по безопасности, правопорядку и приграничным вопросам.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Верховного Хурала (парламента)Республики Тыва

К.ДАВАА

г. Кызыл
30 ноября 2016 года
N 1122 ПВХ-2

Рекомендации («дорожная карта»), направленные на профилактику и пресечение деятельности, связанной с незаконным оборотом и распространением фальсифицированной алкогольной продукции, проведением азартных игр на территории республики тыва

Утвержденыпостановлением Верховного Хурала (парламента)Республики Тыва

от 30 ноября 2016 года N 1122 ПВХ-2

Заслушав и обсудив доклады, выступления и предложения, участники совещания, прошедшего в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва 27 октября 2016 года, по вопросам противодействия и профилактики незаконного ввоза и реализации алкогольной продукции, проведению азартных игр на территории Республики Тыва отмечают, что территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления недостаточно ведется работа по противодействию незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, незаконному обороту и распространению алкогольной продукции на территории Республики Тыва.

С целью повышения эффективности правоохранительных мер и стабилизации оперативной ситуации на территории Республики Тыва участники совещания рекомендуют:

1. Министерству внутренних дел по Республике Тыва:

1) выработать решения по скоординированной работе Министерства внутренних дел по Республике Тыва, прокуратуры Республики Тыва, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва и частных охранных предприятий по пресечению правонарушений в сфере незаконного оборота и распространения фальсифицированной алкогольной продукции, проведения азартных игр на территории Республики Тыва.

Срок — до 1 января 2017 года;

2) с целью выявления большегрузных и иных автотранспортных средств, следующих в Республику Тыва и перевозящих фальсифицированную алкогольную продукцию, провести профилактические мероприятия «Трасса Абакан — Кызыл, Абаза — Ак-Довурак».

Срок — декабрь 2016 года, I квартал 2017 года;

3) с целью пресечения нелегального воза алкогольной продукции в Республику Тыва по ключевым транспортным направлениям региона «Кызыл — Абакан, Ак-Довурак — Абаза» установить заслоны на указанных направлениях из числа сотрудников дорожно-патрульной службы и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва.

Срок — до 31 декабря 2016 года;

4) совместно со Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва продолжить практику проведения проверок соблюдения юридическими лицами условий лицензирования.

Срок — постоянно;

5) с целью предупреждения гибели людей, а также пресечения фактов незаконного изготовления и реализации фальсифицированных алкогольных (суррогатных) напитков проводить профилактические рейды в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся незаконной продажей фальсифицированной алкогольной (суррогатной) продукции на территории Республики Тыва.

Срок — декабрь 2016 года, I квартал 2017 года;

6) с целью выявления и пресечения преступлений, которые совершаются сотрудниками органов внутренних дел и иными должностными лицами, совместно с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва провести служебные проверки в отношении сотрудников полиции, которые допустили нарушения закона в части «крышевания» игорных заведений на территории Республики Тыва.

Срок — декабрь 2016 года, I квартал 2017 года;

7) повысить эффективность применения законодательных норм — федеральных законов от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», законов Республики Тыва от 18 июня 2007 года N 217 ВХ-2 «О запрете на территории Республики Тыва деятельности по организации и проведению азартных игр», от 17 февраля 2015 года N 49-ЗРТ «Об ограничениях в сфере розничной продажи и распространения тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков», предусматривающих ответственность за осуществление деятельности, связанной с оборотом и распространением фальсифицированной алкогольной продукции, а также направленных на противодействие проведению азартных игр на территории Республики Тыва.

Срок — постоянно;

8) пресс-службе Министерства внутренних дел по Республике Тыва доводить до сведения населения через печатные и электронные средства массовой информации данные о проделанной работе по пресечению фактов незаконного оборота алкогольной продукции, деятельности игровых залов на территории Республики Тыва.

Срок — постоянно;

9) активизировать работу по привлечению к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и составлению административных протоколов по статье 14.

16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; соответствующие материалы направлять в налоговые органы для привлечения правонарушителей к административной ответственности в соответствии с административным законодательством.

Срок — постоянно;

10) проводить технические исследования игрового оборудования для установления его действительного назначения: для бинарных опционов или игровой деятельности.

Срок — постоянно.

2. Правительству Республики Тыва:

1) совместно с Министерством внутренних дел по Республике Тыва и органами местного самоуправления муниципальных образований организовать и провести рабочие встречи, в том числе в рамках деятельности муниципальных коллегиальных органов правоохранительной и профилактической направленности, с выработкой дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение незаконного оборота алкогольной продукции, деятельности игровых заведений в соответствующих муниципальных образованиях.

Срок — до 1 февраля 2017 года;

2) совместно с Министерством внутренних дел по Республике Тыва, Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Тыва, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва и иными контрольными (надзорными) органами разработать и утвердить комплексный план межведомственных мероприятий по предотвращению нелегального ввоза и продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва на 2017 — 2018 годы.

Читайте также:  Урсодез для восстановления печени после алкоголизма

Срок — до 1 февраля 2017 года;

3) в целях выработки предложений и принятия мер по выявлению и пресечению фактов незаконной деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и лотерей, незаконного оборота алкогольной продукции, улучшения координации деятельности территориальных подразделений федеральных органов власти и республиканских органов исполнительной власти, общественных объединений разработать и принять в установленном порядке постановление Правительства Республики Тыва «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, незаконному обороту и распространению алкогольной продукции на территории Республики Тыва».

Срок — до 20 февраля 2017 года.

3. Прокуратуре Республики Тыва:

1) провести межведомственное совещание с руководителями правоохранительных органов в Республике Тыва по вопросу: «О мерах по исполнению федерального законодательства и законодательства Республики Тыва в части противодействия азартной игровой деятельности и пресечения незаконного оборота алкогольной продукции в Республике Тыва», выработать конкретные предложения по их решению.

Срок — до 1 февраля 2017 года;

2) в целях предупреждения незаконного игорного бизнеса провести мониторинг данных о действующих игорных заведениях на территории Республики Тыва, совместно с Министерством внутренних дел по Республике Тыва осуществлять систематические проверки на предмет соблюдения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Республики Тыва.

Срок — постоянно.

4. Министерству здравоохранения Республики Тыва направить в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва информацию о фактах отравления жителей Республики Тыва суррогатным алкоголем и техническими жидкостями за 2014 — 2016 годы.

Срок — до 1 февраля 2017 года.

5. Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва:

1) представить в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва анализ объема и результатов проделанной работы в 2016 году по выявлению и пресечению фактов реализации алкоголя, находящегося в нелегальном обороте, в том числе с использованием Единой государственной автоматизированной информационной системы, и предложения по улучшению показателей данной работы на местах.

Срок — до 1 февраля 2017 года;

2) совместно с Министерством внутренних дел по Республике Тыва разработать систему единого учета выявленных фактов реализации алкоголя, находящегося в нелегальном обороте, и лиц, привлеченных к ответственности, в том числе с использованием Единой государственной автоматизированной информационной системы.

Срок — до 20 февраля 2017 года;

3) при выявлении преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, ходатайствовать перед соответствующими органами об обращении в суд с заявлениями об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции у организаций-нарушителей.

Срок — постоянно.

6. Органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Тыва:

1) по мере возможности закрепить за каждой торговой точкой куратора из числа общественных активистов, работников муниципальных учреждений, муниципальных служащих с целью своевременного выявления фактов реализации алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, вносить соответствующие данные в Единую государственную автоматизированную информационную систему.

Срок — до 25 декабря 2017 года;

2) активизировать взаимодействие с органами внутренних дел по выявлению и пресечению реализации алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, незаконной деятельности игровых залов, в том числе с привлечением к данной работе общественных объединений и граждан.

Срок — до 1 января 2017 года;

3) создать специальный раздел на официальном сайте органа местного самоуправления в виде пилотного проекта «Доска позора», где будут размещены фотографии граждан, занимающихся торговлей, перевозкой, хранением суррогатной алкогольной продукции, и лиц, которые занимаются незаконным проведением азартных игр на территории соответствующего муниципального образования.

Срок — до 15 января 2017 года;

4) совместно с органами внутренних дел, органами прокуратуры провести проверку арендуемого (субарендуемого) муниципального недвижимого имущества на предмет выявления на этих объектах реализации алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, незаконной деятельности игровых залов, а в случае подтверждения данных фактов в одностороннем порядке расторгать с недобросовестными арендаторами договоры аренды.

Срок — до 10 января 2017 года;

5) создать реестр адресов, где осуществляется незаконная деятельность игровых залов, на территории соответствующего муниципального образования и передать данные в органы внутренних дел, органы прокуратуры для принятия мер реагирования.

Срок — до 12 января 2017 года;

6) проработать вопрос с энергоснабжающими организациями об отключении электроэнергии в помещениях, в которых располагаются незаконные игровые залы, на территории соответствующего муниципального образования.

Срок — до 13 января 2017 года.

7. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва:

1) активизировать проведение экспертиз и проверок юридических и физических лиц, допускающих продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.

Срок — постоянно;

2) организовать периодическое доведение до сведения населения через средства массовой информации и с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также иными способами информации о методах определения недоброкачественных товаров и правилах действий потребителя по защите своих прав.

Срок — постоянно.

8. Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва:

1) проработать вопрос по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере закрепления уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт контрафактного (суррогатного) алкоголя.

Срок — до 1 января 2017 года;

2) провести «круглый стол» по исполнению настоящих рекомендаций.

Срок — II квартал 2017 года.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/444960013

Куда сообщить о незаконной предпринимательской деятельности: заявление, жалоба, наказание

Многие организации или ИП всё делают по закону: регистрируются, где это необходимо, получают разрешение/лицензии, платят налоги. Однако порой люди этого не делают, хотя фактически занимаются неким бизнесом.

Что делать, если об этом стало известно вам? Куда и как обратиться с жалобой на нелегальную коммерческую деятельность?

Куда можно сообщить о незаконной предпринимательской деятельности?

Иногда можно встретить высказывание: да разве можно в нашей стране честно заниматься бизнесом? Люди же просто выживают, как могут? Зачем куда-то о чём-то сообщать?

Здесь важно различать, о чём идёт речь. Если женщина-пенсионерка вяжет детские пинетки и продаёт их у метро раз в месяц и за копейки – это одно дело. А вот если сосед превратил квартиру в интернет-кафе с кучей посетителей и реальным (причём неплохим) доходом – это другое.

В России наказание за нелегальную предпринимательскую деятельность пока еще достаточно мягкое. Разумеется, важен масштаб правонарушения или преступления, а также нанесённый ущерб.

 Предпринимательство без законных на то оснований – проблема комплексная.

Обычные люди могут пострадать после приобретения некачественных товаров, организации – от «липовых» услуг, государство – из-за недоплаченных налогов.

А что будет, если какая-нибудь псевдо-фирма построит без лицензии дом? Или торговый центр? Как ни странно, несмотря на строгость всех требований, такое случается до сих пор.

Именно поэтому жаловаться на НПД необходимо. Возникает вопрос: куда и кому?

  • Самый логичный ответ – в Управление либо Отдел экономической безопасности (УЭБ/ОЭБ). Эта организация – одна из многих в системе МВД России. Раньше подразделения именовались ОБЭПами.
  • Прочие возможности – это направить жалобу в полицию, прокуратуру, налоговую инспекцию.

Также попытаться привлечь общественные организации или независимые сообщества. Далее – более подробно.

Следующее видео на примере Уфы рассказывает о том, куда обратиться, если вы выявили незаконное предпринимательство:

Что требуется, чтобы подать жалобу?

Для начала нужна полная уверенность, что известный вам человек (люди) действительно совершает правонарушение (преступление) и незаконно занимается предпринимательством.

Например, за забором вашего дачного участка сосед устроил шашлычную, целыми днями готовит, а вечерами за ярко освещённым окном пересчитывает наличность.

И всё это без наличия ИП/ООО, кассового аппарата и различных разрешений.

В целом всё зависит от того, насколько опасна незаконная деятельность, а также от её масштабов. Кроме того, своё заявление придётся как-то подтвердить.

  • Например, вы обратились в фирму, чтобы заключить некий договор. Попросили показать лицензию или свидетельство о регистрации компании, а вам отказали. Это и будет вашим аргументом при подаче жалобы.
  • Компания оценила свои услуги в сто тысяч рублей, а в договоре указано только пятьдесят? Причём получение оставшейся суммы подтверждено какой-то сомнительной квитанцией? Вот ещё один аргумент.

Наверняка это сокрытие доходов и неуплата налогов, особенно если подобных договоров – сотни.

  • Копии договоров и финансовых документов должны помочь.
  • Фото- и видеосъёмка, копии обращений, которые уже были поданы ранее, но почему-то остались без ответа, скриншоты страничек из социальных сетей – доказательная база может быть очень обширна.

В целом до подачи жалобы можно получить консультацию по «горячему» телефону или в приёмные дни. Специалисты любого госоргана обязательно должны вникнуть в ситуацию и дать полезные советы.

Как составить заявление?

Какого-то образца в этой области просто не существует. Даже готовые бланки организаций облегчают задачу заявителей лишь наличием «шапки». Так заявление придётся своими словами писать от руки или печатать в текстовом редакторе, а потом отправлять на принтер.

Важный нюанс: анонимные заявления такого характера не принимаются. Сообщить свои данные, в том числе контактные, нужно будет обязательно.

Ниже дан ориентировочный план, который позволит составить заявление достаточно просто. Всё начинается с указания адресата в правом верхнем углу. Чуть ниже в середине – слово «Заявление». Далее идёт сам текст:

  1. Кто допускает нарушение – занимается незаконным предпринимательством, делает что-то без лицензии и так далее.
  2. Характер деяния (строительство коттеджей, содержание кафе, торговля спиртным и так далее).
  3. Систематичность деяния (обязательно). Указать дни, время суток и так далее.
  4. Просьба принять соответствующие меры.
  5. Перечень прилагаемых документов (если есть).

В зависимости от организации, куда планируется обратиться, заявление может иметь некоторую специфику.

В налоговую

Жалоба в УФНС можно назвать вспомогательной. Это ведомство заведует исключительно налогами, разбираться в тонкостях КоАП и УК там вряд ли будут. Жалоба в налоговую должна указывать на нарушения именно в этой области.

В прокуратуру

Здесь уже можно заявить о преступлении в целом. Особенно если ранее уже было подано заявление в полицию, но ответом стала отписка.

Единого образца заявления о незаконной предпринимательской деятельности в прокуратуру, как и в полицию нет. Но на месте сотрудники указанных органов обязательно помогут вам с составлением документа.

Куда еще можно сообщить о незаконной предпринимательской деятельности, может, в налоговую? Узнаем далее.

В другие органы

  • В ОЭБ можно заявить об экономическом преступлении. Заявление будет отписано одному из специалистов, который при необходимости направит запросы и в другие органы/службы (ту же налоговую).
  • Кроме того, можно посетить приёмную депутата, на участке которого творится беззаконие.
  • Существуют также различные общественные организации, которые поддерживают законный бизнес и борются по мере сил с неправомочным.
  • Кроме того, в Интернете можно найти независимые ресурсы. Энтузиасты различных специальностей помогают людям разобраться в их проблемах, составить жалобы, подсказывают, куда и как лучше обратиться.
Читайте также:  Капли алкопрост от алкоголизма: состав, инструкция, противопоказания и отзывы

Важно также помнить:

  • Любое заявление должно проходить под входящим номером. В некоторых случаях требуется несколько рабочих дней, чтобы такой номер был присвоен.
  • На ответ даётся определённое время с момента регистрации жалобы (пр. на незаконную предпринимательскую деятельность). Обычно это тридцать календарных дней.

Однако практика показывает, что ответы часто запаздывают или не приходят совсем. Принципиальные люди при этом напоминают о себе, однако многие просто забывают о своих попытках восстановить справедливость.

Борьба с незаконным предпринимательством в России – дело пока что трудное. Под реальную, ощутимую ответственность попадают лишь очень серьёзные нарушители с целым «набором» преступлений. Однако стоит надеяться, что методы и способы решения подобных проблем будут совершенствоваться.

Следующее видео содержит еще больше полезной информации об обращении при раскрытия нелегального предпринимательства:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/hozyajstvennye/zapreschennoe-predprinimatelstvo/kuda-i-kak-soobshhit.html

Эффективность борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции

32

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Бахтеев С.С.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме незаконного оборота алкогольной продукции, анализу эффективности принимаемых правоохранительными органами Российской Федерации мер по борьбе с этим распространенным явлением.

Ключевые слова: незаконный оборот алкогольной продукции, фальсифицированная спиртосодержащая продукция, суррогат алкоголя, правила реализации алкогольной продукции, акцизы.

В настоящее время количество реализуемой фальсифицированной алкогольной продукции приближается к 60%, что подрывает основы социально-экономического развития страны и является угрозой жизни и здоровью потребителей.

Резко возросшая доля незаконного оборота алкогольной продукции породила нездоровую, а иногда и криминальную конкуренцию производителей винно-водочных изделий, а также целый ряд преступлений в сфере экономической деятельности, против собственности, здоровья населения и порядка управления.

Сфера производства и реализации алкогольной продукции является наиболее привлекательной для криминальных структур, что обусловлено высокой ликвидностью, повышенным спросом и быстротой оборачиваемости денежных средств.

Еще в 2000-х годах государство ежегодно недополучало в бюджет в виде акцизов и сборов от производства и реализации алкогольной продукции, по экспертным оценкам, около 30 млрд рублей1. По данным МВД России известно, что нелегальные предприниматели не ограничиваются сферой кустарного производства алкогольной продукции.

На предприятиях данное производство организуется из неучтенного сырья. Широкое распространение получил ложный экспорт: в целях уклонения от уплаты акцизов предприятия заключают фиктивные контракты с зарубежными фирмами о поставках соответствующей продукции на экспорт, однако реализуют ее на внутреннем рынке.

При этом государство несет убытки в виде разницы между акцизами на производство и таможенными платежами на экспорт. По информации председателя подкомитета государ-

ственного регулирования рынка подакцизных товаров В. Звагельского, растет доля оборота неучтенной продукции с использованием поддельных марок акцизного сбора, произведенной легальными предприятиями отрасли.

Так, по данным МВД России, только за январь-сентябрь 2011 г. выявлено 107,6 тыс. нарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе 1,6 тыс.

-связанных с использованием поддельных марок акцизного сбора.

Данная проблема является многоаспектным явлением, охватывающим все сферы жизни общества: экономическую, правовую и социальную. Несомненно, что жизнь и здоровье человека является величайшей ценностью человечества, отсюда следует что одной из угроз этой ценности, жизни и здоровью граждан является алкоголь.

Если вернуться в историю, то еще в 2001 г. из-за отравлений алкоголем в стране умерло 24260 человек (лидеры — Рязанская, Ленинградская области, Санкт-Петербург. Также наблюдался рост смертности от отравлений суррогатами алкоголя на Урале и в Сибири. В 2006 г. в 14 областях Российской Федерации были зафиксированы вспышки отравлений суррогатами.

Более трех тысяч человек поступили с больницы с диагнозом «токсический гепатит»2. В Челябинской области и городе Челябинске было массовое отравление, которое называли «спланированной диверсией».

По информации Управления экономической безопасности ГУВД по Челябинской области, бутлегеры применили для изготовления фальсифицированной спиртосодержащей продукции дезинфицирующее средство «Гуане-

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

33

дин». Данный препарат входит в официальный перечень по списку «А» сильнодействующих и ядовитых веществ Минздрава России и не облагается акцизными сборами. Согласно данным прокуратуры по Челябинской области за октябрь-ноябрь 2006 г. с острым токсическим гепатитом обратилось 1708 человек, по данным начальника областного бюро судебно-медицинской экспертизы из них умерло 13 03.

Всего же по оценкам экспертов употребление суррогатов уносит около 40 тысяч жизней ежегодно. Рост смертности наблюдается среди населения в возрасте от 25 до 60 лет. Увеличилось раннее и массовое приобщение к потреблению алкоголя подростков, не достигших 14 лет.

Одной из причин повышения смертности в среде потребителей является возросшая токсичность фальсификатов алкогольной продукции.

Основной ущерб жизни и здоровью наносит подделка всех алкогольных напитков путем частичной или полной замены этилового спирта техническим, содержащим повышенное количество сивушных масел, метилового спирта, альдегидов, кетонов, сложных эфиров, фурфурола, которые могут вызвать отравления разной степени тяжести вплоть до летального исхода.

Зачастую нелегалы, не имеющие соответствующей лицензии на выпуск алкогольной продукции, изготовляя фальсифицированную продукцию, реализуют спиртное небольшими партиями через торгово-розничную сеть: киоски, кафе, закусочные и др. География реализации фальсификата не широка, обычно он распространяется в том же или прилегающем районе, городе, области.

Причиной отравлений является наполнение алкогольного рынка некачественной, фальсифицированной алкогольной продукцией, торговля спиртными и слабоалкогольными напитками 24 часа в сутки торговыми точками не имеющими на это лицензии, причем в запрещенных администрацией города и области местах, постоянная реклама пива в СМИ.

Безусловно, в настоящее время принимаются меры противодействия данным проявлениям нарушения законодательства.

Глава администрации города Челябинска С.В. Давыдов предложил убрать точки продажи алкоголя из дворов, принять меры по запрету торговли алкогольными напитками в парках и скверах, около образовательных учреждений и ужесточить меры против продажи алкоголя несовершеннолетним.

Правительство РФ утвердило правила определения региональными властями мест, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции, в соответствии с которыми органы власти субъектов РФ будут определять места массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности.

В решениях должен быть указан период времени, в течение которого там не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

В процессе расследования рассматриваемых преступлений, практические работники испытывают серьезные трудности, в частности при сборе и анализе информации, полученной при проведении предварительной проверки, установлении способов совершения преступлений, выявлении организаторов и участников теневого сектора алкогольного рынка, источников поступления сырья, мест изготовления и реализации продукции. Отсутствие должного взаимодействия как внутри системы правоохранительных органов, так и с другими государственными ведомствами, осуществляющих контроль за оборотом алкогольной продукции, негативно влияет на эффективность борьбы с преступлениями данной категории. Все это приводит к существенному росту числа лиц, не привлеченных к ответственности за совершенные преступления, необоснованному отказу в возбуждении уголовных дел, либо их прекращению на стадии расследования. Специфика расследования преступлений, связанных с незаконным изготовлением и оборотом спирта и алкогольной продукции, заключается в том, что установление важнейших обстоятельств, входящих в предмет доказывания, невозможно без проведения предварительных специальных исследований и проведения судебных экспертиз. Последовательность проведения экспертиз

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

34

зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления.

Наиболее распространенными экспертизами, проводимыми по данной категории уголовных дел, являются: химическая (пищевая), трасологическая, техническая экспертиза документов, почерковедческая, судебно-медицинская, а также судебно-технологическая и фоноскопическая экспертиза.

Проведение предварительных исследований позволяет следователю решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а по результатам заключения экспертиз по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом алкогольной продукции, позволяет выдвинуть версии, провести дополнительные следственные действия, правильно определить причины и условия совершения преступления. Быстрое и эффективное расследование дел данной категории невозможно без тесного взаимодействия с экспертами и специалистами, использования специальных знаний и применения современных криминалистических средств и технологий.

Думается, что наступило время, когда необходимо реально подойти к оценке общественной опасности данного явления.

Нам представляется, что в правоохранительных органах необходима конкретная служба (подразделение, отдел), по типу Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков, задачей которых будет являться борьба с незаконным производством, хранением, перевозкой и сбытом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Прежде всего, данная служба должна располагать информационной базой — координационно-аналитическим центром (отделом) при ГИАЦ МВД России и его филиалах на региональном уровне.

Главной задачей данного подразделения должен быть сбор информации по регионам России о криминальной обстановке на алкогольном рынке страны, региона, информационное обеспечение органов внутренних дел и осуществление превентивного контроля. По нашему мнению, координационно-аналитический центр (отдел) должен осуществлять следующие функции:

учет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

учет преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции;

учет административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции;

проведение анализа криминогенной обстановки по регионам (информация о местах производства фальсифицированной продукции, данные о лицах — производителях, поставщиках сырья и фурнитуры, посредниках, сбытчиках, продавцах; учет количества изъятого спирта и алкогольной продукции; мест хранения, переработки и уничтожения);

учет лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за незаконный оборот алкогольной продукции, уголовные дела в отношении которых были прекращены по различным основаниям, с указанием полученного от незаконной предпринимательской деятельности дохода; судимых и наказанных в административном порядке, в том числе учет организованных преступных групп, занимающихся контрабандой алкоголя, а также осуществляющих контроль за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции;

получение информации от служб правоохранительных и государственных органов, обеспечивающих контроль оборота алкогольной продукции, министерств здравоохранения для проведения совместных совещаний, проверок, рейдов, ревизий, инвентаризаций в выполнение постановлений Правительства РФ, касающихся оборота спирта и алкогольной продукции на территории РФ;

осуществление внутриведомственного и межведомственного информационного обеспечения в форме обмена оперативной информацией о правонарушениях в сфере незаконного оборота алкогольной продукции с целью эффективного взаимодействия и проведения совместных согласованных комплексных мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, таких как операции «Суррогат», «Поток», «Алкоголь», «Граница» и т. п.;

Читайте также:  Взаимодействие и совместимость нистатина с алкоголем

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

35

создание совместных следственных бригад и следственно-оперативных групп в случаях выявления преступных групп на региональном и межрегиональном уровнях;

организация методического обеспечения деятельности оперативных служб и следственных подразделений по расследованию уголовных дел данной категории, обобщение передового опыта;

осуществление взаимосвязи со средствами массовой информации.

Существует множество преступлений, когда преступный умысел направлен на достижение результата через жизнь и здоровье человека.

Это убийства, бандитизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, массовые беспорядки, катастрофы, преступления против собственности, экономической деятельности и безопасности. Они создают чрезвычайные ситуации криминального характера.

По нашему мнению, чрезвычайной ситуацией криминального характера необходимо признать также незаконный оборот алкогольной продукции. * 1

Производство алкогольной продукции оказывает огромное влияние на развитие российской экономики и на определенных этапах общества служит барометром стабильности и социальных отношений. Кроме того, отсутствие административной преюдиции, как это было предусмотрено в УК РСФСР 1960 г.

, дает возможность нелегалам все шире разворачивать свою деятельность.

По нашему мнению, необходимо усилить ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере незаконного оборота алкогольной продукции, которая должна фиксироваться в административном порядке и составлять систему совершаемых преступлений.

Кроме того, целесообразно ввести акциз на непищевые спирты, которые используют нелегалы для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции под видом парфюмерных изделий. Таким образом, теория должна постоянно корректироваться по мере роста разнообразий преступлений экономической направленности.

Примечания

1. Гурьев В. Алкогольные реки — в берега закона! // Защита и безопасность. — 2000. — №2 (9). — С. 18.

2. Коктейль по-черному // Российская газета. — 2006. — 2 ноября.

3. Шатюра М. Алкогольная диверсия? // Челябинский рабочий. — 2006. — 10 ноября.

Бахтеев Сергей Степанович, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-borby-s-nezakonnym-oborotom-alkogolnoy-produktsii

Новости

Слово для доклада председатель координационного совещания – прокурор Республики Тыва Александр Гринев предоставил и.о. начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Сылдысу Монгушу.

Содокладчиками выступили начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Ольга Монгуш, заместитель начальника УЭБ и ПК МВД по Маадыр Маныш-оол и руководитель отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Республике Тыва Максим Глинский.

На совещании отмечено, что, несмотря на принимаемые правоохранительными и иными органами меры по выявлению и пресечению преступлений в рассматриваемой сфере, добиться положительных результатов в 2016 году не удалось.

Это подтверждается общим ростом на 18,8 процента преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, 2375 (против – 1927 в 2015 году). Подавляющее большинство преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких против личности, совершаются лицами в состоянии алкогольного опьянения.

Доля таких преступлений составляет 21,7 процента от общего числа зарегистрированных в 2016 году в республике.

Достаточно вспомнить страшные преступления в начале 2017 года, вызвавшие широкий общественный резонанс. Так, страшные преступления 4 января в селе Нарыне Эрзинского района и 3 марта в г. Ак-Довураке унесли жизни восьмерых человек, в том числе двоих малолетних детей.

В МВД по Республике Тыва поступило 254 (145) сообщений, в СУ СК РФ по Республике Тыва — 178 (100) сообщений. Практика показывает, что принимаемые органами внутренних дел меры административного воздействия недостаточно влияют на состояние законности в исследуемой сфере.

Органами Управления ФСБ России по Республике Тыва, Тывинской таможней и Службой судебных приставов в пределах своей компетенции принимаются меры по противодействию преступлениям и правонарушениям, связанным с незаконным оборотом алкогольной продукции.

Серьезную тревогу вызывают данные Министерства здравоохранения республики о случаях смерти граждан в результате чрезмерного употребления алкогольных напитков, в том числе суррогатного алкоголя.

Так, в 2016 году в Туве от отравления алкоголем и его суррогатами скончались 71 человек, в 2015 году – 69. В г.

Кызыле умерли 20, в Улуг-Хемском районе — 7, в Пий-Хемском, Тандинском, Тере-Хольском, Тоджинском и Эрзинском районах по 4 человека.

По таким фактам правоохранительным органам республики необходимо принимать конкретные меры по установлению лиц, сбывших опасный для жизни и здоровья суррогатный алкоголь, в том числе совместно с контролирующими органами, учреждениями здравоохранения, органами местного самоуправления.

Проверка показала, что источником поступления сообщений о торговле «паленой» водкой являются рапорта сотрудников полиции. Заявления граждан и других организаций о фактах незаконной реализации алкогольной продукции поступают в единичных случаях (в г. Кызыле — 2, в Барун-Хемчикском – 1, в Улуг-Хемском – 7).

Правоохранительным органам необходимо проводить соответствующую разъяснительную и профилактическую работу среди населения республики через средства массовой информации.

При проведении проверок сообщений о таких преступлениях выяснилось, что правоохранительными органами допускаются нарушения требований процессуального закона, не все обстоятельства исследуются в полном объеме, правовая оценка не всегда дается в соответствии с требованиями закона.

Так, органом дознания МВД по фактам сбыта и перевозки гражданами спиртосодержащих жидкостей не всегда принимается решение о направлении материалов в органы следствия СУ СК для дачи оценки по ст. 238 УК РФ.

По большинству фактов принимается решение о привлечении граждан к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ.

При этом имеют место факты ненаправления органами дознания МВД изъятой из незаконного оборота спиртосодержащей жидкости на исследование в соответствующее экспертное учреждение.

Несмотря на имеющиеся сведения от граждан о реализации в магазинах «Оксана», «Медведь» и «Хлеб» г. Кызыла спиртосодержащей настойки «Боярышник», в 2016 году оперуполномоченными ОЭБ и ПК УМВД РФ по г.

Кызылу, выезжавшими на место, не выявлено ни одного факта незаконной продажи спиртосодержащей настойки.

Данное обстоятельство лишний раз подтверждает неэффективное проведение мер по выявлению подобных преступлений.

Во многих районах республики населению и органам местного самоуправления, как правило, известны лица, которые днем и ночью незаконно реализуют суррогатный алкоголь в своих частных домах.

Эти сведения эффективно не используются, оперативно-розыскные мероприятия по выявлению «крупных поставщиков» суррогатного алкоголя в районах республики не принимаются.

Фактов перевозки в целях сбыта и сбыта «крупными поставщиками» больших партий алкогольных напитков без акцизных марок в районах в 2016 году не выявлено.

В республике функционируют органы государственной власти, обладающие контрольными и надзорными функциями за оборотом алкогольной продукции: Служба по лицензированию отдельных видов деятельности; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в республике. В 2016 году из этих органов в СУ СК ни одного сообщения о преступлениях в исследуемой сфере не поступало. Все сообщения в СУ СК поступали из МВД.

Анализ деятельности СУ СК показал, что следователями, при принятии обоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.

238 УК РФ, не учитываются и не принимаются меры по выделению материалов и направлению их в МВД для привлечения лиц, сбывших суррогатный алкоголь, к административной ответственности.

Положительным моментом по борьбе с преступлениями в исследуемой сфере можно отметить, что следователи СУ СК по уголовным делам о преступлениях по ст. 238 УК РФ принимают все меры по завершению расследования с направлением в суд для рассмотрения по существу.

В 2016 году следователями СУ СК направлены в суд четыре уголовных дела. Виновные лица понесли предусмотренные законом меры наказания. По одному уголовному делу следователями СУ СК принято обоснованное решение о его прекращении.

Анализ соблюдения федерального законодательства в исследуемой сфере показал, что органами прокуратуры республики выявлено 20 нарушений. По ним внесено 13 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности одно должностное лицо. В суды предъявлены два заявления.

Одним из самых распространенных нарушений является реализация алкогольной продукции вблизи детских, образовательных, медицинских организаций и объектов спорта.

Прокуроры реагировали на нарушения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии, с реализацией спиртного в нестационарном торговом объекте, с бездействием органов местного самоуправления по утверждению границ, прилегающих к организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Выявлялось отсутствие журналов учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства.

Мониторинг сети «Интернет» выявил сайт, на страницах которого размещены предложения для неопределенного круга лиц приобрести алкогольную продукцию с доставкой по всей России.

По данному факту 27февраля 2017 года прокуратурой Овюрского района в районный суд направлено заявление о признании информации запрещенной и направлении копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций для запрета распространения этой информации.

Выявлены нарушения, связанные с бездействием должностных лиц органов внутренних дел по направлению административных материалов в суд. Так, в Межмуниципальном отделе МВД «Кызылский» из 33 составленных протоколов в нарушение ст. 28.

8 КоАП РФ в суд направлены только 18 протоколов. Определениями суда 12 протоколов возвращены для устранения процессуальных нарушений. Однако недостатки не устранены, материалы в суд повторно не направлены.

Допускаются нарушения при изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного нарушения.

В целях исключения дублирования материалы проверки органами прокуратуры направляются в контролирующие органы для принятия мер.

Так, проверками, проведенными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва, установлены факты реализации спиртосодержащей продукции без товарно-сопроводительных документов, суррогатной алкогольной подакцизной продукции без соответствующей лицензии, а также оборот непищевой спиртосодержащей продукции.

Органами внутренних дел по Республике Тыва выявлялись факты незаконной продажи алкогольной продукции, задолженность по уплате акцизов в ГУП «Саяны». Полицией в налоговую службу направляются административные дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовой техники при реализации спиртного.

На координационном совещании руководители правоохранительных органов разработали конкретные меры, направленные на повышение эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.

МВД по Республике Тыва рекомендовано активизировать работу, направленную на предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений в данной сфере, в том числе с использованием поддельных федеральных специальных марок с учетом криминальной ситуации.

По каждому случаю отравления человека алкоголем и его суррогатами будут приниматься действенные меры по установлению лиц, сбывших опасный для жизни и здоровья алкоголь, в том числе путем проведения соответствующих оперативных мероприятий.

Источник: https://procrf.ru/news/517781-o-sostoyanii-zakonnosti-i.html

Ссылка на основную публикацию