Владимир, г. москва, не пью 4 года

Пять лет в Москве: мысли и итоги. Часть 2

В прошлом посте была первая часть наблюдений и мыслей о жизни в Москве, её плюсах и минусах и отличиях от других городов. Здесь — продолжение.

4. Москва — самый шумный город мира.

Новая станция метро

Шумовое загрязнение — важная экологическая проблема. До 80-х на неё не обращали внимания, а как спохватились — ситуацию уже не взять под контроль.

Да и не особо это заботит градоначальников, если посмотреть на их дела. Основной виновник, конечно, транспорт: метро, поезда, машины. Больше или меньше, но шум есть везде, даже в глухом лесу.

Жить в Москве — всё равно что рядом с постоянно гудящим пылесосом советского производства.

5. Безальтернативность.
Во многих крупных странах есть несколько точек притяжения для людей, стремящихся к более насыщенной и осмысленной жизни, чем дана им изначально. Эти точки различаются по климату, укладу, истории, так что человек может найти себе место по нутру.

В США: не нравится холодный мрачный Чикаго — добро пожаловать в жаркий и солнечный Финикс. Надоел тесный и суетливый Нью-Йорк — есть просторный и неторопливый юг Калифорнии. В Германии не нравится промозглый Гамбург — есть относительно солнечный Франкфурт.
В России же альтернативы нет.

Или Москва со всеми её плюсами и минусами, или загнивать в захолустье. Для отдельных эстетов есть ещё Петербург — но нам туда не надо.

Аллея Космонавтов весной

Был бы ещё какой-нибудь город как Москва по экономике и размерам, но с другим укладом жизни — солнечный, чистый, просторный. Несколько лет назад чем-то похожим пробовали сделать Сочи. Но там город слишком мал, да и одной олимпиады недостаточно, чтобы стать третьей столицей.

6. Рутина.
Если завести разговор о жизни в Москве с теми, кто тут давно или с самого рождения, то предметом обсуждения станет скорее всего не мир возможностей, не окружающая красота, а ежедневная рутина, которая затягивает почти всех.

Старинный дом среди панелек в Мещанском районе

Приезжие первые полгода-год смотрят по сторонам, привыкают. Потом втягиваются и живут как все — на бегу, ничего не видя вокруг. Работа, дом, метро — и всё. Ни на что больше сил и времени не остаётся. Особенно после спокойной провинции жизнь в таком темпе кажется изматывающей. Исключительно чтобы просто оставаться на месте, надо быть на пределе.

А уж чтобы двигаться вперёд… В итоге люди годами бегут, не продвигаясь вперёд и не имея возможности остановиться.
Про Нью-Йорк одним блогером было сказано — в таком бешеном темпе можно жить только на кофеине или на кокаине. От себя скажу, что это справедливо и для Москвы.

Даже чтобы просто жить здесь обычной жизнью, нужно по провинциальным меркам идти на подвиги.

Вот это и есть причина жалоб, которые можно услышать от почти всех понаехавших со стажем. Дальше часть их возвращаются обратно в неторопливую «провинциальную тупь-топь», другие просто живут как получается, а ещё кто-то добивается успеха и начинает жить как хочется, а не как приходится.

Здесь опять же даёт о себе знать безальтернативность из предыдущего пункта: если бы можно было переехать в другой город такого же размера и уровня экономики, но более просторный и размеренный, несколько миллионов бы переехало.

Пентхаус на Шаболовке

Кто может, уезжает за границу. Говорят: «Почему в Москве так мало коренных? — Потому что они почти все уехали в другие страны!»
Бывает и наоборот: людям не хватает запредельного темпа, и именно за ним они едут в Москву даже из Европы и Америки. Не то чтобы часто, но такое встречается.

Источник: http://nedomoskvich.ru/moscow/pyat-let-v-moskve-mysli-i-itogi-chast-2.html

Маршрут на выходные: Москва — Владимир — Суздаль

The Village продолжает серию «Маршрут на выходные», в которой рассказывает о местах неподалёку от Москвы, где можно отдохнуть пару дней. Каждую неделю мы выбираем какое-нибудь направление, интересную конечную точку на нём и любопытные остановки по дороге.

В очередном выпуске — Горьковское шоссе и одноимённое направление железной дороги, ведущие во Владимир. По дороге к древнерусской столице — несколько живописных усадеб, отличное место для рыбалки, музей ВВС и земля обетованная Венички Ерофеева.

Владимирский тракт в XVIII-XIX веках был первым отрезком пути в Сибирь, по которому гнали каторжан: его начальным пунктом была Таганская тюрьма (построена в 1804 году, взорвана в 1958-м), а конечным — Владимирский централ (существует с 1783 года, современное здание — 1825 года).

Немудрёный пейзаж Исаака Левитана «Владимирка», написанный в 1892 году в деревне Болдино в нынешней Владимирской области, современниками воспринимался как острое политическое высказывание, ведь среди каторжан было много революционеров.

В 1919 году по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского участок от Рогожской заставы (тогдашей границы Москвы) до Балашихи переименовали в шоссе Энтузиастов в честь политкаторжан, которых этапировали по Владимирке. 

Как добраться

На автомобиле самый короткий маршрут — по Горьковскому шоссе, около 170 километров. Но это одна из самых загруженных трасс, и в пути можно провести часов пять, а то и больше. Гораздо более длинный — около 250 километров — маршрут по Ярославскому шоссе через Александров может оказаться гораздо быстрее.

На электричке с Курского вокзала — четыре раза в день. Время в пути — около трех часов, стоимость — 322 рубля 80 копеек.

Поездом с Курского вокзала — во Владимире останавливается почти любой поезд, идущий в сторону Нижнего Новгорода и Кирова. Сидячие места, если они предусмотрены в поезде, обойдутся от 400 рублей (в обычном поезде) до 3 с лишним тысяч в «Сапсане».

Москва — Владимир

1. Москва  2. Пехра-Яковлевское  3. Бисерово  4. Музей ВВС  5. Петушки 6. Владимир 7. Боголюбово 8. Суздаль

905

лет — возраст Владимира
в 2013 году

312

дней в году пил Стаханов, согласно 
«Москве-Петушкам»

2500

рублей стоит аренда бани на двоих на три часа в Суздале

600

рельефов украшают фасады Дмитровского собора во Владимире

170

километров от МКАД до центра Владимира
по Горьковскому шоссе

30

километров
от Владимира
до Суздаля

 По пути

До бурной индустриализации второй половины XIX века на востоке Подмосковья, на берегах многочисленных рек и озёр, среди обширных лесов, располагалось множество усадеб и дач.

В Балашихе (около 6 километров от МКАД) и окрестностях сохранились, например, усадьбы Горенки (принадлежала Долгоруким, Разумовским, Юсуповым, Третьяковым, в 1920-е тут была дача Всеволода Мейерхольда) и Пехра-Яковлевское (принадлежала Голицыным и Гагариным).

Впрочем, усадьбы либо приспособлены под современные нужды (Горенки — туберкулёзный санаторий, Пехра-Яковлевское — Заочный аграрный университет), либо лежат в руинах.

Примерно в 20 километрах от МКАД, в Новой Купавне, есть поворот на Бисерово. Там находится крупный рыбокомбинат и огромная система прудов — популярное место среди рыболовов. За 2-3 тысячи рублей тут можно половить карпа и форель; можно купить рыбы — живой или копчёной; можно посидеть в рыбном ресторане. 

Вверху: Усадьба Горенки

Слева: Музей ВВС в Монине

Одна из главных достопримечательностей на Горьковском направлении — Музей ВВС в Монине (около 25 километров от МКАД; на электричке — с Ярославского вокзала; на автобусе или маршрутке — с Щелковского автовокзала).

Это рай для любителей авиации: тут есть и легендарный бомбардировщик Первой мировой войны «Илья Муромец», сконструированный Игорем Сикорским,  и «ястребки» Великой Отечественной, и МиГи, и Су, и стратегический бомбардировщик времён «холодной войны» Ту-95, и ранние беспилотники, и вертолёты, и макеты крылатых ракет, атомной и водородной бомб. Музей принадлежит Минобороны, и тут всё по-военному строго: работает до 16:00, по воскресеньям закрыт.

Примерно на двух третях пути от Москвы до Владимира по Горьковскому шоссе находится город Петушки, воспетый Венедиктом Ерофеевым в известной поэме 1970 года.

В 90-е годы была красивая идея: поставить на Курском вокзале в Москве памятник Веничке, а здесь, в Петушках, — его возлюбленной, к которой он едет. Идея осталась нереализованной, и обе части памятника теперь стоят в Москве на площади Борьбы.

Так что материальных подтверждений важности этого места для отечественной культуры в Петушках нет.

Конечный пункт маршрута — город Владимир — ныне тихий провинциальный город на 350 тысяч жителей, а некогда — столица северо-восточной Руси, название которого стояло в царском титуле раньше Москвы.

Город основан в начале XII века Владимиром Мономахом (в древности он назывался Владимирь, то есть «Владимиров»), столицей стал уже в середине XII века, при Андрее Боголюбском. В конце XIII века сюда перебрались из Киева русские митрополиты.

В середине XIV века московские князья (от Ивана Калиты до Дмитрия Донского) закрепили за собой наследственные права на владимирский престол и тем самым фактически перенесли столицу из Владимира в Москву. 

Владимир. По часовой стрелке: Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор

Со времен Андрея Боголюбского и его преемника Всеволода Большое Гнездо во Владимире сохранились величайшие шедевры древнерусского белокаменного зодчества: Успенский собор с фресками Андрея Рублёва, ставший образцом для всего последующего церковного строительства (в том числе для московского Успенского собора), и Дмитровский собор с изумительной резьбой на внешних стенах. Также с XII века сохранились Золотые ворота — впрочем, сильно перестроенные в последующие столетия. 

В десяти километрах к востоку от центра Владимира находится Боголюбово. Здесь жил и здесь же был в 1174 году убит князь Андрей Боголюбский. На месте княжеского замка возник монастырь. От княжеского дворца сохранился небольшой фрагмент — основание башни, надстроенное в XVIII веке колокольней храма Рождества Богородицы.

За монастырём находится пешеходный мост через железную дорогу, ведущий на Боголюбский луг. Через него мощёная тропинка длиной около километра вьётся к церкви Покрова на Нерли — одному из самых значительных древнерусских памятников (тоже середина XII века), известному с детства по фотографиям в учебниках, но «живьём» всё равно производящему громадное впечатление. 

Суздаль. По часовой стрелке: интерьер крестьянской избы, мельница и фасад крестьянской избы в Музее деревянного зодчества, Богородице-Рождественский собор и Архиерейские палаты суздальского кремля

Примерно в 30 километрах севернее Владимира находится ещё один очень древний и очень важный русский город — Суздаль. Это уже самая настоящая глухая провинция: население — 10 тысяч, нет даже железной дороги (из Владимира ходят автобусы, а такси обойдётся в 600-700 рублей).

Но именно в этом — особое очарование Суздаля: тут так тихо, спокойно и меланхолично, будто последних примерно 150 лет просто не было. Центр города — Торговая площадь, на которой сквозь вымостку пробивается высокая трава.

По соседству — кремль с Богородице-Рождественским собором (основание — XIII век, современные стены — XVI век) и Архиерейскими палатами (XV-XVIII века). Вокруг — сплошь церкви и монастыри, по которым можно бродить целый день.

Отдельного внимания заслуживает Музей деревянного зодчества — там собраны деревянные церкви, избы и хозяйственные постройки XVIII-XIX веков (вход — 200 рублей). 

Еда

Во Владимире кафе и рестораны сосредоточены главным образом на улице Большой Московской, от Золотых ворот до Соборной площади. В пабе Soho дают очень пристойные стейки (250-300 рублей за 100 граммов), кофе можно выпить в Traveler’s Coffee. В комплексе «Торговые ряды» есть и «Кофебин».

Чуть дальше, за Соборной площадью, россыпь аутентичных русских провинциальных кафе: много мяса, много майонеза, сытно, вкусно и дёшево. В Суздале — более или менее всюду как во Владимире за Соборной площадью.

Кроме того, в обоих городах имеется по одному кафе сети с отчаянным названием «Лосось и кофе» с борщом за 190 рублей и суши по 100-170 рублей. 

Ночлег

И Владимир, и Суздаль — города туристические, поэтому с гостиницами на любой вкус и кошелёк сложностей никаких.

По сумме всех факторов оптимальной следует признать, пожалуй, 15-этажную гостиницу «Золотое кольцо» — стандартный двухместный номер там обойдётся в 2700 рублей.

Немного смущает отдалённость от центра города — но во Владимире полно такси, и до средоточия жизни на Большой Московской можно доехать за 120-150 рублей.

Фотографии: Shutterstock, Navigator-avia, Борис Брилёв

Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend/129697-moskva-vladimir

«Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21)

От лица Наместника, братии, прихожан московского Сретенского монастыря и студентов Сретенской духовной семинарии сердечно поздравляем Владимира Георгиевича Жданова с 60-летним юбилеем! Желаем Вам, дорогой Владимир Георгиевич, всесильной помощи Божией в Ваших трудах, здравия и спасения!

В начале мая Барнауле прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Год молодежи – год трезвости и здоровья». Одним из основных докладчиков конференции был председатель Союза борьбы за народную трезвость Владимир Георгиевич Жданов, которому мы, воспользовавшись случаем, и задали несколько вопросов.

Читайте также:  Алкогольный синдром, посталкогольный синдром алкоголика, симптомы

Владимир Георгиевич Жданов – российский ученый, общественный деятель – родом из Алтайского края. Закончил физико-математическую школу в Новосибирском академгородке с «золотой медалью», Новосибирский государственный университет.

Кандидат физико-математических наук, профессор. С 1982 по 1984 год преподавал в Новосибирском педагогическом институте. В 2001 году избран действительным членом Международной славянской академии. С 2007 года живет в Москве.

– Владимир Георгиевич, расскажите, как начиналась ваша борьба за народную трезвость.

– В 33 года мне попал доклад академика Ф.Г. Углова. Ф.Г. Углов писал, что наш народ целенаправленно уничтожают алкоголем. И привел все доказательства. Этого доклада мне хватило, чтобы на всю жизнь стать трезвым. Более того, я вам скажу, что ради своего здоровья в 33 года я бы пить никогда не бросил.

Почему же мы должны воздерживаться от пития? Родина гибнет. Народ мой гибнет. Вот мотивация для молодого человека, чтобы стать трезвым. И стать на защиту Родины в этой страшной войне. Это же война. Она по своим последствиям страшнее, чем Великая Отечественная. Из Отечественной мы вышли духовно закаленными. А какими мы выйдем из этой войны? Да и выйдем ли вообще – большой вопрос.

– Но ведь силой никому алкоголь в рот не наливают и курить не принуждают. Почему же люди пьют, курят, колются? Почему все масштабнее это разрастается, словно эпидемия?

– Существуют всего три причины, почему люди пьют, курят, колются наркотиками (о духовных я здесь не говорю).

Первая причина, самая главная и страшная, – это доступность наркотика.

Фантастическая доступность алкоголя на сегодняшний день и привела нас к алкогольной катастрофе. Доступность фантастическая по цене, когда ребенок 2-го класса, сэкономив на завтраке, может купить бутылку пива или сладкий алкогольный коктейль.

В фильме архимандрита Тихона (Шевкунова) о детском пьянстве, показанном в рамках проекта «Общее дело» на Первом канале, очень хорошо это все показано. И там речь не о каких-то маргинальных детях, там речь идет о совершенно нормальных детях – всех, которые на переменке бегут в киоск напротив школы, покупают пиво, покупают сигареты.

Совершенно свободно, совершенно спокойно. И вроде как государству до этого дела нет никакого, получается.

Вторая причина – это убеждения людей. Эти убеждения, что надо пить, что надо пить всегда, где только угодно, – они сформированы извне, их сегодня день и ночь формируют в людях СМИ и ТВ с самого детства. И надо сказать, что на это алкогольная мафия никаких денег не жалеет.

А о том, насколько СМИ могут повлиять на переворот общественного сознания… Актер, рекламировавший табачную отраву «Marlboro», умиравший в 50 лет от рака легких, перед самой смертью по всем каналам американского телевидения выступил… и покаялся, скольким молодым людям он мозги свихнул, в курение затянул. Он сказал всем, что умирает от рака по причине курения табака, умолял, послушать его и никогда не курить. После этого в Америке такая мощнейшая кампания против курения развернулась. В четыре раза сократилось число потребителей табака. Вот что значат слова правды о табаке и алкоголе, если их подавать через СМИ.

Сегодня транснациональные корпорации перебросили свою деятельность сюда. В России развернута мощнейшая проалкогольная и протабачная кампания.

И третья причина – наркозависимость. Пьянство и курение – это та же наркомания. Человек, начинающий употреблять алкоголь, попадает в эту зависимость и дальше уже без этого наркотика жить не может, у него формируется потребность, подчиняющая волю.

– Вы утверждаете, что алкоголь – это яд, наркотик?

– Так утверждает Всемирная организация здравоохранения. И ГОСТ СССР от 26.12.1972 № 2329 утверждает, что «этиловый спирт – легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

44 страны мира признали алкоголь наркотиком, у них он такой же наркотик, как героин, марихуана и гашиш. 85 стран мира ввели серьезнейшие ограничения на распространение алкоголя.

И только в нашей стране существует в его отношении полнейший беспредел. Здесь он – и «напиток», и «специфический пищевой продукт».

Продается в гастрономе с молоком рядом, с хлебом, чтобы люди даже не задумывались, что это абсолютно не наркотик.

– Иногда слышатся обвинения, что ваши лекции обращены не к алкоголикам, а к людям, не имеющим проблем с алкоголем.

– Я считаю, что наша главная задача сегодня – это спасти тех, кто еще не успел стать алкоголиками, в первую очередь наших детей. Потому что пока мы будем спасать алкоголиков, сопьются те, кто сегодня еще трезвые.

Ведь на кого же направлена вся мощь пропаганды теории «культурного пития»? Она направлена на наших детей. Вот кого убеждают во лжи и призывают пить «культурно»: «Дети пейте, пейте культурно, пейте умеренно. Вы только пейте. Вы начните пить хорошие вина, под прекрасную закуску».

Сломать у детей трезвость – вот задача этой теории тотальной лжи, затянуть их к алкогольному корыту. Призывать малолетних детей, как и алкоголезависимых людей, пить «культурно», «умеренно» – преступление. Пропаганда «культурного пития» и способствует алкогольной катастрофе.

Поэтому пропаганду этой лжи необходимо признать государственным преступлением.

Теория трезвости направлена на всех и способна помочь каждому.

Я прихожу к алкоголикам и говорю: живите трезво. Единственная возможность не погибнуть от алкоголя – начать жить трезво.

Прихожу к пьяницам и говорю: живите трезво. Для вас это возможность не спиться, не быть проклятыми семьей и обществом, не стать алкоголиками.

Я прихожу к людям, «культурно пьющим», и говорю: люди, «культурно пьющие», живите трезво. Вы подайте пример трезвой жизни своим собственным детям. Кто даст гарантию, что они, глядя на вас, начнут пить «культурно» и не сопьются? Нет такой гарантии.

Я прихожу к детям и молодежи и говорю им: живите трезво. Для вас это единственная возможность реализовать в жизни все способности, создать прекрасные семьи, познать любовь, нарожать здоровых детей, состояться как люди и граждане нашей страны.

– Что бы вы реально сделали прямо сейчас, будь у вас власть? Представим, что вы – мэр города…

– Что бы я сделал, если бы был мэром? Прежде всего, я обратился бы через СМИ к жителям города с вопросом: кто из вас хочет, чтобы ваши дети начали пить, курить и принимать наркотики, придите завтра к зданию мэрии.

Думаете, кто-нибудь пришел бы? Нет! Значит родители, жители города, против того, чтобы в шаговой доступности от детского садика, школы, библиотеки продавался табак и алкоголь. И я запретил бы в радиусе 500 метров от всех детских учреждений торговлю табаком и алкоголем.

А где торговать? Да за городом, на специальных площадках. Думаете, утопия? Нет, это шведская модель отрезвления страны.

– Есть попытки представить ваши публичные лекции неким антицерковным учением, а трезвенническое движение чуть ли не сектантским. На сайте антисектантского центра имени Иринея Лионского опубликована статья А.Л. Дворкина «Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения В.Г. Жданова». Каково ваше мнение об этом?

– Я даже рад, что началась дискуссия. Это лучше, чем замалчивание проблемы. Люди начнут думать, а кто же прав? Захотят прослушать мои лекции и сравнить с тем, что написано в докладе А.Л. Дворкина.

Я считаю, что отрезвление – это фундамент духовного, физического и экономического возрождения страны. Большая часть населения сегодня пьет, эти люди – вне Церкви, хотя и крещены. Пьяного человека в храм не затащишь, у него другой «храм» – магазин с бутылками. А когда люди трезвеют, а душа по природе – христианка, то многие, протрезвев, направляются в храм.

Я на своих занятиях по мере своих сил стараюсь помочь людям отрезвиться и в храм их направляю. И многие приходят к вере и в Церковь. А некоторые из наших соратников стали священниками, монахами.

К сожалению, часто можно слышать мнение: придет пьющий человек в храм и станет трезвым. Однако, я знаю, есть много людей, которые исповедуются, причащаются, но, к сожалению, продолжают пить. Есть такие даже среди священнослужителей.

Я сам, будучи раньше неверующим, пришел к вере, поэтому по слову апостола могу помочь другим, показать путь. Много ребят из нашего трезвенного движения в Церковь пришло.

– А сами вы исповедуетесь, причащаетесь?

– Я исповедуюсь, причащаюсь, мой духовник подвизается в одном из монастырей Томской области.

– Но для таинства причастия используют вино…

– Я скажу так: в Церкви причащают не вином, а телом и кровью Христовой.

– А как же быть с общей чашей, которую предлагают во время таинства венчания выпить новобрачным?

– Да нормально я к этому отношусь. Если кто-то даже из убежденных трезвенников будет венчаться, то, конечно же, пусть пьет эту чашу совершенно спокойно, поскольку в таинстве она имеет символический смысл.

Более того, я повторю, что Православие – религия трезвости и трезвомыслия. Невозможно представить себе Господа Иисуса Христа или Иоанна Крестителя в состоянии опьянения.

Преподобный Серафим Саровский говорил о спиртном: «Чтобы духу его в обители не было».

– А кефир, вы считаете, вреден?

– В кефире – это всем известно – в небольшом количестве содержится алкоголь, содержание которого со временем увеличивается (если кефир стоит в тепле). И, например, детям (особенно младенцам – а ведь именно им предлагался кефир в молочной кухне), я считаю, такой продукт, безусловно, вреден. Зачем детям алкоголь в любом виде?

– Являетесь ли вы членом КПЕ – движения «к Богодержавию»?

– Я не имею к ним отношения.

– Как вы относитесь к системе Порфирия Иванова?

– Если быть точными, то эта оздоровительная система не совсем Иванова: она ведет начало от Суворова. Русский человек всегда лечил себя водой, голодом, холодом. Когда я еще не был верующим, мне у них нравилась проповедь трезвости и здорового образа жизни. А потом все это оказалось похожим на секту: признали Иванова богом, молятся ему.

– А как вы относитесь к исламу?

– Я скажу следующее: мусульмане делают титанические усилия для отрезвления единоверцев. Когда я был в Татарии, меня настойчиво приглашали: прочитайте, пожалуйста, ваши лекции в школах, вузах.

Самый высокий уровень смертности в пьяной Ярославской области: 20,7 на 1000 жителей. А самый низкий, с учетом убитых, – в Чеченской республике: 3,8.

Так где же сегодня идет война? А ответ прост: в Чечне возрождают трезвые традиции. Там нет брошенных детей, нет детдомов: всех детей усыновили. У них в семьях по семь-десять детей.

Да дети-то какие здоровые рождаются. Вот вам трезвый мир. А русская Ярославская область вымирает.

Мы проводили семинар в г. Кстово Нижегородской области, и меня попросили выступить в селе Безводное. Огромное русское село в 45 км от Нижнего Новгорода, огромный храм в селе. Двухэтажная школа, в которой когда-то училось 800 человек. Я с учетом этого попросил: вы соберите только старшие классы. Собрали старшие классы – с 8-го по 11-й.

Всего оказалось 17 учащихся, три учителя и председатель сельсовета. Я вышел и говорю: «Вы поймите, люди русские, такой войны на уничтожение народ еще не было», – и рассказал им про алкоголь. Смотрю, к концу лекции председатель сельсовета заплакал.

Говорит: с 1 по 15 января (дело было 22 января) за период праздников у меня в деревне от пьянки скончалось 18 человек.

Я у него спрашиваю: «А сколько родилось?». «Да третий год, – отвечает, – никто не рожает».

Чем все это обусловлено? Потреблением алкоголя.

– Вы уже упомянули, на ТВ начат проект «Общее дело», в том числе показ социальной рекламы об опасности алкоголя. Как вы это прокомментируете?

– Я очень рад появлению наконец этой рекламы, фильмов и обсуждений проекта «Общее дело» на одном из центральных каналов. Потому что, узнав о трезвости, многие люди сами перестают пить.

Читайте также:  Как правильно пить бренди и чем закусывать

Власть сейчас поняла, что кризис выбросит на улицу миллионы безработных людей, а миллионы безработных, помноженных на этот дешевый алкоголь, будут очагом социальной нестабильности. Поэтому, я думаю, сейчас мы на грани реальных шагов в этом направлении, и нам важно не упустить это благоприятное время.

Очень важно именно трезвым силам включиться в формирование новой антиалкогольной государственной политики на всех уровнях, где только можно.

– Какой вы видите роль Церкви в движении за трезвость?

– Роль Церкви должна быть исключительной: это один из немногих общественных институтов, которым народ доверяет. И ждет сегодня слово трезвой проповеди от священников.

Кстати, в 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Борьба за трезвость начинается с себя – борьбы со своим пороком. Проповедь трезвости будет услышана, только если она будет подкреплена личным примером проповедника.

Вот в московской Сретенской семинарии собрали 150 человек, я им лекцию читал два часа. Это – будущие священники. Если их научить жить трезво – это какая же будет сила для спасения России!

Однажды я попал в село в Великий Враг в Нижегородской области (я все думал, что за название такое? Оказалось: был Великий Овраг, а потом «о» затерялось). Там служит отец Александр, бывший военный хирург. Мы с ним побеседовали. Спустя две недели 40 человек вместе с батюшкой приняли обет трезвости, и к нему потянулись люди.

В сегодняшней ситуации нужно понять, что борьба – она есть борьба и не всегда мы побеждаем. Не всегда правда побеждает. Это печально, но иногда это нужно принять. Ввязались в драку – не будем считать синяки.

Нужно помнить слова благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде».

– Часто мы слышим библейские цитаты, в которых содержится похвала вину и умеренному его употреблению.

– Та же Библия многократно говорит и о смертельной опасности, исходящей от вина, сравнивая его с аспидом.

А еще хочу напомнить краткую редакцию Устава преподобного Иосифа Волоцкого: «Сказание от Божественных Писаний, яко не подобает в обители быти питию, от него же пияньство бывает». Слово 9: «В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства.

А что повелевают святые отцы пить по чаше, или по две, или по три, то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить.

И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель…».

И слова апостола Павла: «Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14: 21).

И слова святителя Тихона Задонского: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу.

Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка.

И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».

И мне остается только повторить эти слова: «И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».

Беседовала Ксения Балакина
Барнаул, 6 мая 2009 г.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/30542.html

Либо пей по уставу, либо вовсе не пей | Милосердие.ru

При Никольском храме села Ромашково Одинцовского района Московской области более 15 лет существует община трезвости. Деятельность ее осуществляется в рамках «Душепопечительского центра имени преподобномученицы Елизаветы Федоровны «Дом милосердия».

Село Ромашково известно с ХVI века и принадлежало дому Романовых. Уже в 1627 году здесь находилась деревянная церковь, а каменная была освящена в 1867 году. В 1941 году Никольскую церковь закрыли, а в здании разместили колхозный склад, а затем склад кинопленки.

Осенью 1989 года был снова создан приход, а в 1990 году настоятелем церкви был назначен священник Алексий Бабурин. До того как принять сан, о. Алексий был врачом-психиатром, работал в Кардиологическом центре, занимался проблемами медико-психологической помощи при табакокурении.

Когда отец Алексий принял сан священника, он не оставил медицину и работал по совместительству в наркологическом диспансере № 11 г. Москвы, в Научном центре психического здоровья и проводил эту работу также на приходе.

В 1995 при храме начала действовать община трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина.

До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по борьбе с народным пьянством.

«Многие святые отцы возглавляли общества, потом, когда начались гонения, их в первую очередь расстреливали, уничтожали», — говорит отец Алексий. Общества трезвости просуществовали до 1930 года.

Только в 1986 году возобновилась кампания по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. «Но, к сожалению, подход был неправильным, — говорит о.

Алексий, — сделали большой акцент на административные меры, борьба по-комсомольски: вывесим портреты всех пьяниц на доски позора и так победим алкоголизм. А когда бездумно что-то начинаешь делать, даже самые светлые идеи можно дискредитировать».

Неизвестный художник. Пасхальная открытка «Нет пьянства». 1915 г.

Сейчас трезвенническое движение в России опять набирает силы, но его размах не такой, какой был до революции. Сильные общины трезвости существуют в Петербурге и Екатеринбурге.

В Москве – в основном в Подмосковье, в селе Ям Домодедовского района и в селе Озерецкое Дмитровского района действуют братства трезвости, а в селе Ромашково – семейные клубы трезвости.

Есть общество трезвости «Вера» в Коломне.

За прошедшие тринадцать лет общину в Ромашково посетило несколько сотен человек, и многие обрели здесь трезвость. Среди людей, которые каждую неделю на протяжении года и более приезжали в Ромашково на встречи общины, 76,7% не употребляют более психоактивных веществ (спиртного или наркотиков).

Все общинники — москвичи и жители ближнего Подмосковья. Некоторые тратят на дорогу по два с половиной часа.

Социальный состав самый разный: интеллигенты (учительницы, доцент математики, журналист, музыкант, художник, хореограф, технари, адвокат, менеджеры и не только среднего звена), есть трудяги (автослесарь, строитель), много бывших военных и милиционеров, много охранников, есть и студенты, и пенсионеры, и безработные, порой встречались новые русские. Здесь можно встретить разных людей: тех, кто только хочет бросить пить; тех, кто уже постепенно избавляется от своей пагубной страсти; тех, кто дал обет трезвости на всю жизнь… Одни приходят семьями, другие в одиночестве. Есть так называемые созависимые. Кстати, ромашковская община трезвости – семейная, и в идеале ее должны посещать семьи целиком, тогда и эффективность возрастает. Но, увы, это удается не всегда. Некоторые женщины ходят сюда, чтобы научиться правильно вести себя с пьющими мужьями, сыновьями, а порой и родителями, которые упрямо остаются дома. И им, по собственному признанию, община помогает. «Легче на душе становится, — говорит Татьяна, одна из таких женщин, – и меньше ошибок совершаешь дома, меньше говоришь ненужных слов, учишься не раздражаться, любить. Ведь только с любовью можно помочь страждущему человеку».

Собрание, на котором мне посчастливилось оказаться, было необычным. В этот день не только собрались сразу обе группы трезвости (около 50 человек), но и приехали гости из Нижегородской области, которые хотели бы организовать у себя при храме общину, подобную ромашковской. Занятие вел о. Алексий. Это случается раз в месяц.

«До конца 2007 года встречи всегда проводил батюшка, но община стала настолько большой, что нам пришлось разделиться. Теперь занятия проводят люди, сами исцелившиеся здесь от своего недуга и прошедшие обучение под руководством о. Алексия», — объясняет Екатерина Савостьянова, ведущая одной из групп общины трезвости.

Обе группы собираются вместе редко: когда бывают паломнические поездки (последняя – в Оптину пустынь), на молебны пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (служатся на приходе раз в месяц), походы в театр «Камерная сцена», (там нередко проходят массовые собрания, на которые приходят и ветераны – те, кто ходил в общину 7-10 лет назад), выезды на природу и пр.

На собрании раздают листки. В них нужно указать фамилию, имя и срок воздержания. Когда человек приходит в общину, он не дает никаких обязательств по поводу воздержания, он должен быть хотя бы просто настроен на трезвую жизнь.

«Срок воздержания мы указываем, чтобы понять, кто чем дышит, насколько успешно идет процесс исцеления,– говорит Е. Савостьянова. — Иногда человеку трудно поднять руку и сказать: «я сорвался», а в листочке напишет. К тому же, листочек этот многих удерживает от срыва.

Стыдно писать все большие сроки – месяц, два, три, а потом прийти и бац! – вторая смена: «срок воздержания — два дня». Приходится начинать все сначала».

В этот раз на встрече было много новых людей. Сначала мне показалось, что пьющих людей не было, а только члены их семей. «Просто все неплохо уже выглядят, пришли-то совсем другими», — развеяла мои сомнения Екатерина.

Да, многие приходят не в лучшем виде. Самое важное в общине – это поддержка друг друга. На таком собрании человек может вслух при всех остальных, не боясь осуждения, излить свою душу, рассказать о своей беде, поделиться с другими своей болью.

А это подчас – самое сложное.

«Проговаривая проблемы, обсуждая их с разных сторон, мы обогащаем свой опыт — говорит о. Алексий.

— Здесь уместно сравнение с летчиками, которые, прежде чем отправляться в небо, оттачивают летные премудрости на тренажере, учась мгновенно принимать правильное решение, нажимать нужную кнопку.

В экстремальных ситуациях не будет времени на раздумья: действовать придется мгновенно и автоматически. Так и человеку, вставшему на путь избавления от пагубной страсти, нужно быть готовым ко всему».

Отец Алексий в своей работе придерживается концепции Владимира Удолина, который был основателем движения Семейных клубов трезвости, а также диалогического подхода православного психолога Т.А.

Флоренской.

Но полное исцеление возможно только при помощи Божьей, и потому отец Алексий говорит о «сочетанном воздействии на личность страждущего церковного врачевания и медико-психологической помощи».

Т.А. Флоренская (1936-1999), доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук и искусств. Успешно разрабатывала концепцию диалога как личностно и духовно развивающего общения. Автор более 70 научных работ и публикаций, наиболее значительные из которых: «Диалог в практической психологии» (1991); «Диалог как метод в психологии и консультировании (духовно-ориентированный подход» (1994); «Диалогическое общение как путь духовного преображения личности» (1995); «Мир твоему дому» (1999). Перед самой смертью она завершила работу над книгой по православной психологии.Владимир Удолин (1922-1996), всемирно известный психиатр, профессор Кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии Медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы «Сестры милосердия» в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации, президент Средиземноморского общества социальных психиатров, член группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и другим видам зависимостей, автор социально-экологической теории алкоголизма, основатель движения семейных клубов трезвости, им опубликовано около 60 книг и более 500 научных статей на тему алкоголизма.
Читайте также:  Совместимость алфлутопа с алкоголем, можно ли пить спиртное при уколах, инъекциях

Подробнее об алкогольной зависимости и о методах лечения мы поговорили с о. Алексеем Бабуриным после собрания общины:

— Отец Алексий, с точки зрения современной медицины алкоголизм – это болезнь?
— И да, и нет. Алкоголизм как заболевание впервые описал в 1849 году шведский врач и общественный деятель Магнус Гусс. В 1952 году Всемирная организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма как болезни.

С 1964 года Владимир Удолин начал развивать социально-экологическую теорию, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков не могут отождествляться с болезнью в классическом смысле. Предпочтительно рассматривать их как тип отклоняющегося поведения, стиль жизни.

Тогда это была революционная идея, и многие приняли ее в штыки — в основном, кстати, сами пьющие люди. Ведь так приятно быть больным, чтобы тебя лечили, тебя жалели. Если это болезнь — стало быть, человек не ответственен за свое поведение.

А согласно концепции Удолина, это — следствие неправильного образа жизни, который ты ведешь. В 1979 г. термин «алкоголизм» был изъят из Международной классификации болезней, разрабатываемой ВОЗ, и заменен термином «синдром алкогольной зависимости».

В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (используется всеми врачами для кодирования медицинских диагнозов с 1999 года по настоящее время), все алкогольные расстройства классифицируются как «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что алкоголизм – собирательный термин для обозначения расстройств поведения, возникающих вследствие злоупотребления алкоголем.

— Сейчас много говорят о движении» «Анонимных алкоголиков. Как вы относитесь к этой методике?
— Я не пропагандирую ее, так как считаю, что для большинства страждущих участие в АА неприемлемо по ряду соображений.

Люди, которые знают Священное Писание, читают Святых Отцов, окормляются у своих духовников, прибегают к Таинствам церковным, используют для исцеления иную «лествицу».

Согласно исследованиям некоторых социологов, АА подходят людям с более авторитарной личностью.

— А к вам неверующие алкоголики приходят?
— Конечно. Приходят разные люди: совсем невоцерковленные, крещеные или некрещеные, даже атеисты – если не воинствующие. Ведь атеисты бывают разные: по недоразумению, по воспитанию, по недомыслию. Кто приходит, с тем мы и занимаемся.

Они ходят на встречи и меняют свой образ жизни, через покаяние, конечно: некоторые воцерковляются, кто-то крестится. Процесс носит естественный характер. Наша программа не просто калька с той, которую создал профессор Удолин, мы ее видоизменили.

У нас даются обеты трезвости после длительной подготовки, существуют паломничества, мы молимся друг за друга.

Никольский храм села Ромашково

— Отец Алексий, расскажите подробнее про обет трезвости. — Обет трезвости — не современное изобретение. Этот опыт существует с незапамятных времен. Все знают, что Иоанн Предтеча не пил ни вина, ни сикеры.

Он был назареем — человеком, посвятившим себя Богу и давшим обет воздержания. В России обеты трезвости получили широкое распространение с конца XIX века. Дача обета не цель, а вспоможение. Обет способствует стяжанию Божией помощи в борьбе со страстью.

По свидетельству людей, которые сделали этот шаг, после дачи обета у них прибавляются силы бороться с грехом.

Теперь задача — не расслабляться, контролировать свои помыслы и поступки, молиться, укрепляться в вере.

К разговору подключается Е. Савостьянова: — Ты даешь обещание не пить (не курить, не играть, не употреблять наркотики). Естественно, тут нет никаких лазеек. Другое дело, что можно дать обет, скажем, на год, на три, а потом – продлить его на всю жизнь.

За это время человек успевает ощутить всю радость трезвой жизни и ему редко хочется возвращаться к прежнему. Так что чаще всего люди обет продлевают. Я, например, дала сначала на год – у мощей свт. Тихона Задонского, а потом – на всю жизнь – у мощей прп.

Нила Столобенского.

Недавно, кстати, мы отметили 10-летие первого обета трезвости, данного в нашей общине. Он не нарушен. Дал его актер театра «Камерная сцена» Аркадий Аверин, сейчас он уже — заслуженный артист России, отец троих детей.

— Так что же, нет другого выхода, кроме как полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить?
— Для людей, которые пристрастились к психоактивным веществам, есть только один выход – отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.

— Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения…
— Да, апостол Павел рекомендует апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину, которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса.

Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном, сирийским царем, и какой был протест! С этого началась иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его использовании. К употреблению вина следует относиться по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради блага, вовсе отказаться от хмельных напитков.

Мы знаем, что Христос говорит о себе: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь есть». И, когда вино называют сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа, неприемлемым, это уже крайность.

Я знаю одного батюшку, у которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой реакции не бывает.

Однако, как говорит апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает».

— А запивка после причастия?
— Зная о том, что к Святому Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии, например, предлагают святую воду.

Нет такого правила, чтобы запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда алкоголизм был явлением исключительным, никто и не задумывался на такие темы.

Если бы люди жили по церковному уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости.

— А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть – осуждения и ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т.п.?
— Когда такое прошел, не до ханжества. Грех твой пред тобою есть выну.

Как же можно осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни трезвой, не возникает фарисейства.

Наоборот, они хотят помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость.

— Многие ли покидают приход и остаются при этом трезвенниками? Не привязываете ли вы людей к своей общине? Екатерина Савостьянова: «Покидают приход» — не совсем правильно. Не все, кто ходит на общину, становятся прихожанами ромашковского храма. Далеко не все.

Сначала человек ходит каждую неделю. Ходит год, два, кто-то — больше. Потом, крепко встав на ноги, человек посещает общину все реже и реже, может появляться и раз в несколько месяцев уже в качестве гостя.

Новичкам всегда очень интересно и полезно посмотреть на ветерана, послушать реальную историю исцеления с помощью Божией. Отец Алексий не привязывает людей к своей общине, иначе у нас сейчас было бы столько людей, что вся церковная территория не вместила бы (она, правда, не очень велика).

Цель общины – не бросить пить, а изменить образ жизни. Трезвость не является добродетелью, как писал великий педагог и апостол трезвости XIX века С.А.Рачинский, она – лишь условие для развития добродетелей.

В общине при православном храме естественным образом происходит воцерковление, и это является главным изменением образа жизни. Меняется круг друзей, интересов, меняются ценности – меняется вся жизнь. Вот у «Анонимных Алкоголиков» членство пожизненное, но не у нас.

о.Алексий Бабурин и община трезвенников на крыльце Свято-Никольского храма в Ромашкове

Материал подготовила Елена Тюлькина

Три истории из жизни общинников:
Ксения уже много лет ухаживает за престарелой матерью, прикованной к постели. «Ничто уже давно меня не радует, — говорит она, – ни дети, ни любящий муж, ни работа (я медсестра). Чтобы как-то отвлечься, поступила недавно в институт, на заочное отделение, но учеба только в тягость.

Единственное, что помогает хоть ненадолго забыть о клубке ежедневных проблем – вино». О ромашковской общине Ксения узнала в своем приходском храме, ходит сюда второй месяц. «Многое пока непонятно, — признается. – Точно знаю, что не смогу пока полностью отказаться от спиртного. Не представляю своей жизни без этого.

Но, по крайней мере, выпивать стала реже».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/libo-pej-po-ustavu-libo-vovse-ne-pej/

Сергей Трофимов: вся дискография

Сергей Вячеславович Трофимов родился 4 ноября 1966 г. в Москве. Воспитывала Сергея мать, библиограф: отец рано ушел из семьи. С шести лет он пел в хоровой капелле. Детский хор был востребован многими театрами Москвы, например, вместе с капеллой Сергей побывал на сцене при постановке оперы «Кармен».

Школьный ансамбль с экстравагантным названием «Зеница ока», где играл Трофим, исполнял на дискотеках хиты «The Beatles» и «The Rolling Stones», впрочем, не чураясь и советских песен, например, Антонова.

После школы Сергей поступил в Московскую консерваторию.

Песни начинающего певца совсем не попадали в формат официальной советской эстрады: Трофим начал петь в ресторанах, давать подпольные концерты. Вместе с группой «Эроплан» планировал выпустить альбом, но из-за событий 91 года планы так и не были осуществлены.

«Смутное» время, с 91 по 93 год, Сергей пережидал за церковными стенами – служил певчим в церкви, но постепенно жизнь брала свое – он чувствовал, что способен на большее, что ему есть, что сказать публике и стране.

В 94 году впервые появляется сценический образ «Трофима» – простак-скоморох, рубаха-парень, с иронией взирающий на царящий кругом бардак. Маска «человека из народа» надолго стала для Сергея главным способом передать свои чувства, выразить свое отношение к окружающей действительности. Одной из главных песен этого периода стала «Вот и всё, сказал мудрец и в воду канул».

В 90-е Сергей пишет для звезд российской сцены: его песни исполняли Александр Иванов, Каролина, Алла Горбачева, Светлана Алмазова. Однако он не забывает и о «Трофиме»: этот период отражен в песне «Аристократия помойки», такое же название носят и несколько альбомов.

Он начинает давать сольные концерты, постепенно приобретая известность: в 1999 году Трофим соревновался на «Музыкальный ринге» с самим Михаилом Кругом.

В 2000 году наступил перелом – с афиш пропал псевдоним «Трофим», его заменили настоящие имя и фамилия: «Сергей Трофимов». В этом году Сергей ездил с концертами  в Чечню, где шла война, за что был награжден медалью «За отвагу».

Значительно изменилось и его творчество: песни «С нами Бог» или «Свет» – это совсем не тот Трофим, которого уже успела узнать и полюбить страна. Песни стали более глубокомысленными, фирменный юмор практически исчез.

В 2000-е Сергей Трофимов – непременный участник музыкальных фестивалей, официальных сборных концертов, лауреат музыкальных премий, в том числе – множества премий силовых структур. За песню «Кем мы были для Отчизны» Сергей получил премию ФСБ, ему были вручены несколько «Золотых граммофонов».

В 2011 году Трофиму присуждено звание «Заслуженный артист РФ», а в следующем году Сергей стал доверенным лицом Президента РФ.

Источник: http://zaycev.net/artist/129076

Ссылка на основную публикацию